Владимир Путин провёл совещание по модернизации региональных систем школьного образования

7 ноября 2012 года Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросу «О ходе модернизации региональных систем общего образования». Особое внимание глава государства уделил повышению заработной платы учителей в субъектах Федерации и материально-техническому оснащению школ.

Стенограмма совещания:

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего совещания – реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования. Она была запланирована на два с половиной года, находится на марше и, по сути, уже близится к завершению – я имею в виду ту часть, которая является чисто федеральной. Напомню, эта комплексная программа запущена более года назад, а в мае текущего года её основные приоритеты были закреплены в указах Президента.

Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов – ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы. При этом очевидно, что система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей.

Хочу отметить, что контакты с самими педагогическими работниками – я об этом позже скажу – говорят, что в целом профессиональное сообщество восприняло эту программу весьма позитивно. Важно, что проект развивается – и опросы показывают, что хорошие и удовлетворительные оценки за прошлый год стали появляться чаще при опросах педагогических работников.

Отмечу, что успех проекта во многом зависит от усилий субъектов Российской Федерации. У нас на связи наши коллеги в Перми, в Краснодаре, в Кургане, я им предоставлю слово в ходе нашей работы, они расскажут, как идёт работа в их регионах.

К сожалению, есть и прямо противоположные примеры по сравнению с хорошими: хороших достаточно, но есть и примеры откровенного бездействия и формального отношения. И за такой подход, конечно, нужно спрашивать жёстче.

Я жду сегодня от Министра образования и науки [Дмитрия Ливанова] подробного доклада о ходе реализации проекта, он сегодня приготовился, я знаю. Ваше слово будет основным, хочу услышать от Вас все аспекты этого процесса, как он развивается. Вместе с тем хочу обратить внимание на некоторые вопросы, которые считаю важными.

Первое. Это создание условий для обучения детей включая меры по благоустройству и оснащению школ. Я знаю, что ещё не все учителя, не все классы получили современное оборудование. А если такое оборудование и поступило, то, как показывают опросы, пятая часть педагогов не может пока им воспользоваться из-за плохого доступа в интернет, отсутствия необходимых инструкций и программного обеспечения.

Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: и присутствующих здесь, и наших региональных коллег, – нужны не формальные отчёты об объёмах освоенных бюджетных средств, это не так сложно сделать, – нужны реальные изменения качества самого образовательного процесса.

В 2011–2012 году, для справки, в регионы из федерального бюджета направлено 80 миллиардов рублей, деньги для системы образования очень заметные. Ещё 40 миллиардов рублей поступят в 2013 году. Финансирование мероприятий за счёт бюджетов регионов составило в 2011 году 8,8 миллиарда рублей, в 2012 году составит 10,8 миллиарда рублей. И, как в этих случаях мы всегда говорим, за каждый рубль нужно отчитаться, нужно, чтобы каждый рубль работал эффективно.

Второе. Мы договорились с субъектами Федерации, что одним из основных показателей эффективности проекта должно стать доведение средней заработной платы учителей до средней по экономике конкретного региона. Говорим об этом уже второй год подряд. Отмечаю, что 62 субъекта Федерации выполнили эту задачу ещё в прошлом году. В остальных средние заработные платы учителей были подняты на 30 и более процентов, но не достигли среднего уровня по экономике региона.

Я изначально, когда мы обсуждали эту тему, согласился, что в некоторых субъектах это сделать трудно – поднять сразу в течение года до средней по экономике. Но практически все руководители регионов дали слово, что за два года это будет сделано повсеместно. На практике что у нас получается – я думаю, Министр скажет ещё об этом.

По данным опроса, рост заработной платы в конце 2011 года отметили 61,3 процента респондентов. В 2012 году увеличение заработной платы отмечали 51,6 процента; 40,5 процента полагают, что зарплата осталась на уровне предыдущего года; а 7,9 процента педагогов получили меньше, чем в конце 2011 года.

Необходимо отметить, что быстрее росла зарплата учителей с высокими и средними доходами. То есть там, где проще это делать, там и делали. Я сейчас не буду приводить в абсолютных цифрах, но есть некоторые очень настораживающие факты по уровню заработной платы, она очень низкая.

Сейчас средняя заработная плата по экономике в стране растёт. Одновременно с этим, безусловно, должна расти и заработная плата в школах, имею в виду прежде всего педагогический состав. Почему обращаю на это особое внимание: дело в том, что из некоторых регионов поступают тревожные сигналы. Вместо продолжения роста мы наблюдаем снижение средней заработной платы учителей. Наибольшие риски выполнения поставленных задач в Чеченской Республике, в Республике Дагестан, в Ингушетии, Вологодской области, Магаданской и Челябинской областях.